Газетно-журнальная графика

Газетно-журнальная графика
ГАЗÉТНО-ЖУРНÁЛЬНАЯ ГРÁФИКА. С первых дней войны сатирич. Г.-ж. г. наряду с политич. плакатом, "Окнами ТАСС" и др. агитац. видами изобразит. иск-ва способствовала мобилизации сов. народа на борьбу с врагом. Используя богатый опыт, накопленный сов. политич. сатирой в довоен. годы, прибегая к широкому диапазону сатирич. средств (от едкого юмора до убийственного разоблачения и гневного негодования), карикатуристы беспощадно высмеивали и обличали фаш. захватчиков, подчёркивали их нравств. убожество, звериную сущность. Центр. сатирич. изданием, как и в довоен. годы, оставался журн. "Крокодил". Уже с июня 1941 содержание и стиль помещаемых в нём рисунков целиком подчинились требованиям дня; напряжённость и значительность воен.-политич. тематики определили агитац. яркость и остроту изобразит. решений, собранность и чёткость в выявлении сатирич. и политич. смысла изображения. В начальный период войны гл. место в журнале (как и в сатирич. разделах "Огонька" и другие. журналов) занимали карикатуры, разоблачающие и высмеивающие манию величия, претензии на мировое господство фаш. главарей, лживость гитлеровской пропаганды, мародёрство захватчиков. С сер. 1942 в сатирич. журнальной графике появляются мотивы нарастающей тревоги в среде герм. командования, страха перед Сов. Армией и партизанами. На протяжении 1943 гл. место заняла тема коренного перелома в войне, обречённости фаш. режима. В 1944–45 осн. масса сатирич. рисунков посвящена ожиданию близкого конца войны, а затем полному разгрому фашизма; в этот же период в журнальной сатирич. графике впервые за годы войны появились рисунки на темы внутр. жизни страны. В 1941–45 в журнале помещали карикатуры Б. Е. Ефимов, В. Н. Горяев, А. М. Каневский, Кукрыниксы, А. А. Радаков, Н. Э. Радлов, M. M. Черемных и другие. Постоянными сотрудниками "Крокодила" были Ю. А. Ганф, работавший над повествоват.-жанровыми карикатурами, гонко применявший приёмы неожиданного раскрытия темы ("Очередь растёт", 1942, № 3), И. М. включали множество занимательных для разглядывания фигур и деталей ("Артель "Напрасный труд"", 1942, № 41), Л. Г. Бродаты, автор исполненных драматизма рисунков, посвященных страданиям нем. народа под властью фашистов ("Подпольная печаль", 1942, № 10).

Газетные карикатуры, оперативно откликающиеся на текущие события, "комментирующие" их с помощью броского и запоминающегося зрительного образа, обладали большой силой агитац.-массового воздействия. В газ. "Правда" постоянно помещались карикатуры Кукрыниксов, раскрывавшие действит. смысл событий при помощи острого гротеска, сатирич. трансформации и гиперболизации ("Скандал в эфире", 2 сент. 1941). Ефимов в циклах карикатур, печатавшихся в газ. "Труд" ("Тотальная распродажа", 19 нояб. 1944), "Красная звезда", "Известия", последовательно разрабатывал тему разоблачения главарей фаш. режима. В жанре газетной карикатуры работали также В. А. Гальба, Ю. А. Ганф, К. С. Елисеев, И. М. Семёнов, укр. график А. И. Резниченко, азерб. худ. А. Азимзаде и другие.

Многие художники-сатирики в годы войны трудились во фронтовой печати (С. С. Боим, О. Г. Верейский, В. Н. Горяев, Ю. М. Непринцев, Б. И. Пророков, Л. В. Сойфертис и другие.). Фронтовая сатира с их помощью стала одной из эффективных форм политической работы среди бойцов Сов. Армии. Политические карикатуры, сатирические и юмористические рисунки на темы войны и фронтового быта помещались во фронтовых и армейских газетах и в специальных приложениях к ним, в иллюстрир. изданиях, целиком (журн. "Фронтовой юмор") или частично (журн. "Красноармеец", "Фронтовая иллюстрация" и другие.) посвященных сатире и юмору.


Лит. Смотри при ст. Изобразительное искусство.


Кукрыниксы. Фашистская псарня. "Правда", 14 августа 1941


Б.Е. Ефимов. Геббельс вывозит..."Красная Звезда", 30 июля 1944



Б.Е. Ефимов. Геббельс вывозит..."Красная Звезда", 30 июля 1944


Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. . 1985.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Газетно-журнальная графика" в других словарях:

  • Графика —         (греч. graphike, от grapho пишу, черчу, рисую), вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения (многообразные виды гравюры), основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными… …   Художественная энциклопедия

  • Графика (вид изобразит. искусства) — Графика (греч. graphike, от grapho пишу, черчу, рисую), вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения (гравюру, литографию и др.), основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными… …   Большая советская энциклопедия

  • ГРАФИКА — ГРАФИКА, и, жен. 1. Искусство изображения предметов контурными линиями и штрихами, без красок (иногда с применением цветовых пятен), а также (собир.) произведения этого искусства. Станковая, книжная, газетно журнальная г. 2. Начертания письменных …   Толковый словарь Ожегова

  • Графика — I Графика (греч. graphike, от grapho пишу, черчу, рисую)         вид изобразительного искусства, включающий Рисунок и печатные художественные произведения (гравюру (См. Гравюра), литографию (См. Литография) и др.), основывающиеся на искусстве… …   Большая советская энциклопедия

  • Графика — У этого термина существуют и другие значения, см. Графика (значения). Ван Гог «Скорбь» («Печаль») Графика (греч …   Википедия

  • Шульга, Иван Николаевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Шульга. Иван Николаевич Шульга укр. Шульга Ιван Миколайович …   Википедия

  • Искусства пластические —         также искусства пространственные, понятие, объединяющее виды искусства, произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени. Произведения искусств пластических имеют предметный характер, выполняются… …   Художественная энциклопедия

  • Изобразительное искусство — ИЗОБРАЗИ́ТЕЛЬНОЕ ИСКУ́ССТВО. В годы войны мастера сов. иск ва стремились своим творчеством содействовать разгрому врага. Опыт, накопленный сов. изобразит. иск вом в периоды Окт. революции, Гражд. войны, социалистич. строительства в СССравни… …   Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

  • Рисунок —         какое либо изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств контурной линии, штриха, пятна. Различными сочетаниями этих средств (комбинации штрихов, сочетание пятна и линии и т. д.) в Р. достигаются пластическая моделировка …   Большая советская энциклопедия

  • Рисунок —         какое либо изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств контурной линии, штриха, пятна. Различными сочетаниями этих средств (комбинации штрихов, сочетание пятна и линии и т. д.) в рисунке достигаются пластическая… …   Художественная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»